/// Росатом // ТВЭЛ / ПО «ЭХЗ»
Температура:  -8.7 °C
Давление:  745 мм рт.ст.
МЭД:  10.2 мкР/ч
Отн. влажность:  59 %
Ветер:  Ю, 2.7 м/с
13.11.2024 (03:00)

Гигант микромира

27 ноября 2017

«Красноярский рабочий» (№ 92, 24 ноября 2017 г., Красноярск)

Специалисты Электрохимического завода управляют мельчайшими частицами — атомами — для того, чтобы решать величайшие задачи. В 1962 году такой задачей была оборона страны. В 2017-м — энергетика и технологии будущего.

Второе ядро

С точки зрения функциональности основная деятельность АО «ПО «Электрохимический завод» (ЭХЗ) в Зеленогорске остаётся неизменной все 55 лет работы — разделительный цикл, или обогащение урана. Вот только вместо высокообогащённого урана для последующего изготовления ядерных зарядов военного назначения с 1988 года главной его продукцией стал низкообогащённый уран для дальнейшего производства топлива атомных станций. Сегодня предприятие входит в состав Топливной компании «ТВЭЛ» госкорпорации «Росатом». Тепловыделяющие элементы (ТВЭЛы), в производстве которых используется  обогащённый на ЭХЗ уран, работают в 30 исследовательских реакторах, на атомных электростанциях России и 14 других странах мира.

В 2016 году все плановые показатели ЭХЗ не просто выполнил — по ряду позиций они значительно перевыполнены. Выручка предприятия превысила 13,4 миллиарда рублей (рост на 11,8 процента в сравнении с предыдущим годом). Чистая прибыль выросла в сравнении с 2015 годом более чем в два раза и составила 3,4 миллиарда рублей. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней — около 3 миллиардов рублей. Коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) предприятия — 95,7 процента (один из лучших в отрасли).

Но есть на Электрохимическом заводе и так называемое «второе ядро», или неядерный бизнес. Хотя, скорее, его можно назвать не топливным, но тоже ядерным, поскольку он крепко связан с атомной отраслью. Это производство 106 изотопов 20 химических элементов и переработка отвального обеднённого гексафторида урана, который получается в процессе основного производства — обогащения урана. Именно с этой частью деятельности предприятия нас, группу красноярских журналистов и блогеров, познакомили в ходе пресс-тура, приуроченного к 55-летию завода.

Производством «неурановых» изотопов ЭХЗ занимается лишь на 10 лет меньше, чем обогащением урана. Первую продукцию — железо-57 — завод отправил потребителю в апреле 1972 года. Пока эта специфическая продукция занимает меньшую долю в прибыли предприятия, но в 2016 году она перешагнула психологический рубеж в миллиард рублей.

— Производство изотопов впервые было организовано в нашей стране 45 лет назад именно на нашем предприятии, на базе таких же газовых центрифуг, которые используются для обогащения урана,— разъясняет предысторию создания «второго ядра» генеральный директор АО «ПО «Электрохимический завод» Сергей Филимонов.— Сегодня наработка изотопов занимает достаточно значительное место в производственной программе ЭХЗ. Может быть, оно не столь велико с точки зрения выручки (в 2016 году — 1,5 миллиарда в общей выручке предприятия в 13,4 миллиарда рублей), но очень важно с точки зрения имиджа. У нас 40 процентов мирового рынка стабильных изотопов!

Эталон нового века

Прежде чем рассказывать о производстве изотопов на ЭХЗ, напомню, что это такое. Как гласит вездесущая «Википедия», изотопы — это разновидности какого-либо элемента, которые имеют одинаковый порядковый номер в таблице Менделеева (по заряду ядра), но при этом разную массу атома, из-за разного числа нейтронов. На химических свойствах вещества это различие не сказывается, а вот физические меняет существенно.

Изотопы разных элементов применяют в атомной энергетике, электронике, медицине, метеорологии, физических и химических исследованиях, биотехнологиях, агрохимии, космической отрасли, других областях науки и техники. На Электрохимическом заводе для производства изотопов используют центрифуги, вращающиеся со скоростью более 1,5 тысячи оборотов в секунду. Собственно, процесс этот идентичен основному производству предприятия — обогащению урана, которое, по сути, не что иное, как наработка повышенного содержания изотопа — урана-235.

Центрифужная наработка изотопов имеет как свои минусы, так и плюсы. Минус — необходимость перевода рабочего вещества сначала в газообразную форму, а потом в готовую товарную. Плюс — более чистое и менее затратное производство. Именно более доступные цены сделали изотопную продукцию ЭХЗ широко востребованной на мировом рынке. Хотя «доступные» — понятие для уникальных материалов относительное. Покупку изотопов могут позволить себе только крупные и богатые компании. Большинство изотопов ЭХЗ поставляет сегодня на экспорт.

— Если говорить о применении в науке, я хочу рассказать о кремнии-28,— говорит, демонстрируя гостям муляжи изотопной продукции, начальник химико-технологического участка — заместитель начальника цеха по производству изотопов АО «ПО ЭХЗ» Дмитрий Тимофеев.— Во Франции в Международном бюро мер и весов хранится международный эталон массы — килограмм из платино-иридиевого сплава. Учёные выяснили, что он теряет атомы и со временем утратит статус эталона. Наши немецкие партнёры решили провести эксперимент по созданию нового эталона массы в рамках проекта «Килограмм». Электрохимический завод для создания этого эталона поставляет кремний, обогащённый по 28-му изотопу в виде газа — тетрафториду  кремния. В результате серии преобразований получают кристалл кремния-28, из которого и изготавливается эталонный килограмм (в форме сферы), который в настоящее время проходит тестирование в лабораториях.

Сейчас ЭХЗ, как сказал его генеральный директор Сергей Филимонов, всё более переходит от экстенсивной экономики объёмов к интенсивной экономике технологий и компетенций. В частности, на предприятии намерены производить не только промежуточные продукты пусть и высокотехнологичных цепочек, но и конечные товары с высокой добавленной стоимостью. Одним из таких проектов может стать производство дыхательных тестов на основе углерода-13.

— Он делает ненужной такую малоприятную процедуру, как фиброгастроскопия (ФГС) для выявления гастрита и язвы желудка,— поясняет Дмитрий Тимофеев.— Учёные давно выяснили, что эти заболевания — результат деятельности бактерий Helicobacter pylori. Проблема ещё и в том, что до развития болезни эти бактерии годами могут жить в желудке, и человек-носитель не будет подозревать об их существовании. Суть тестовой системы, которую мы планируем выпускать, заключается в том, что пациент выпивает жидкость с веществом-маркером и делает выдох в тестовую трубку, с помощью которой выявляют наличие или отсутствие продуктов жизнедеятельности Helicobacter pylori. То есть бактерию теперь можно обнаружить ещё до того, как она успела навредить организму человека!

Ещё одним очень важным подразделением на Электрохимическом заводе является построенный по договору с французскими компаниями AREVA NC и  SGN цех для конверсии химически опасного обеднённого гексафторида урана, остающегося после обогащения урана, в закись-окись урана, безопасную для длительного хранения. Установка «W-ЭХЗ», пущенная в эксплуатацию в декабре 2009 года, стала первой такой в России и третьей в мире.

Обычные создатели параллельного мира

У эксклюзивности Электрохимического завода также есть и плюсы, и минусы. Плюс — это современные технологии, высокая культура производства, необычные материалы. Увидев всё это, ошеломлённый гость только и вымолвит: «Вау!!!» А минус — это, как ни парадоксально, свой уникальный «внутренний мир» предприятия и рабочих интересов его сотрудников. Рядовому обывателю или, например, выпускнику обычной школы трудно с ходу представить, чем бы он мог заниматься на этом заводе, какую специальность для работы здесь надо получить и где? Как «перекинуть мостик» от школьного диплома до «обогащения урана»?..

— Для того чтобы люди — и взрослые, и в первую очередь молодёжь — «понимали» наше предприятие, имели возможность узнать о нём, в Красноярске открыт Информационный центр  атомной отрасли. Там много информации и о нашем ЭХЗ, и о ГХК в Железногорске. В городе Зеленогорске у нас есть очень хороший заводской музей,— говорит генеральный директор Электрохимического завода Сергей Филимонов.— Мы активно сотрудничаем с образовательными учреждениями, в городе создан специализированный «Росатом-лицей». Делается немало... А относительно того, что может делать потенциальный молодой специалист,— у нас все те же специальности, что и во многих других производствах, разве что с акцентом на работу с ядерными материалами. Это те же самые специалисты КИПиА, энергетики, механики, физики, экономисты. Хотя есть и штучные специальности, которые готовят только в двух-трёх вузах... При желании информацию об этом можно получить, обратившись на предприятие. Главное — желание работать здесь.

ЭХЗ никого не «заманивает» — на заводе небольшая сменяемость кадров. Но здесь хотят, чтобы к ним приходили лучшие. Когда несколько лет назад в Зеленогорск приезжал бывший тогда руководителем «Росатома» Сергей Кириенко, его спросили, не лучше ли открывать специализированные классы «Росатома», как только в школьной программе появляется физика? А он ответил: «Мы уже опоздали. Начинать надо с детского сада».

Гендиректор ЭХЗ Сергей Филимонов считает крайне важным, чтобы ребёнок с детства не боялся атомных технологий, воспринимал их как естественный атрибут современности и будущего. Не менее важно воспитать у молодого человека уважение к людям, занятым на таком высокотехнологичном производстве, стремление стать одним из них.

Именно поэтому во всех школах Зеленогорска при помощи ГК «Росатом», Топливной компании «ТВЭЛ» и ЭХЗ открыты лаборатории технического творчества, объединяющиеся в единый «школьный технопарк». Лучшие ученики города  получают именные стипендии, учреждённые из личных средств генерального директора ЭХЗ Сергея Филимонова. Именно поэтому здесь вот уже два года организуют экскурсии на завод школьников 10—11-х классов. А ведь раньше такое и во сне привидеться не могло — дети на режимном атомном производстве! Для многих эти визиты стали культурным шоком! Оказывается, страна не развалилась и не везде разруха, и жизнь — это не только крикливые телевизионные шоу и гламурный Instagram... Ребята привыкли жить с мыслью, что есть где-то рядом какой-то завод ЭХЗ, который делает что-то для атомной индустрии... И вдруг они реально увидели уникальное производство, специалистов, которые меняют свойства материалов на атомарном уровне, узнали о продуктах и технологиях, которые завтра изменят мир...

— Министерство среднего машиностроения СССР (под таким безобидным названием скрывалась тогда вся мирная и военная ядерная отрасль страны) собирало у себя «под крылом» лучших людей,— вспоминает Сергей Филимонов.— Когда 55 лет назад в Зеленогорске (тогда — Красноярск-45) заработал Электрохимический завод, большинство специалистов на нём были приезжими с самых разных концов страны. А сегодня уже выросли и работают на предприятии поколения, родившиеся здесь. И это не просто собрание работников, которые обладают какими-то особыми знаниями,— у этих людей особый менталитет. Почему наши специалисты везде ценятся? Потому, что во всех крупных компаниях знают: человек из «Росатома» — это не просто высококвалифицированный сотрудник, это дисциплинированный, воспитанный работник.

Андрей КУЗНЕЦОВ.

Источник: http://krasrab.net/news/gigant-mikromira/